Регистрационный номер в
государственном реестре саморегулируемых организаций:
СРО-П-080-14122009

Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации

Экспертные организации электроэнергетики

2-я Всероссийская конференция "Технологическое проектирование объектов производственного назначения. Роль интеллектуального потенциала инженерного корпуса в развитии отечественной промышленности".

09.12.2013 00:00

13-14 ноября 2013 года в г. Москве (ВВЦ павильон №69) в рамках ежегодной международной промышленной выставки «МЕТАЛЛ-ЭКСПО’2013» состоялась 2-ая Всероссийская конференция Технологическое проектирование объектов производственного назначения, роль интеллектуального потенциала инженерного корпуса в развитии отечественной промышленности (далее - Конференция).

Организатором мероприятий в рамках конференции выступил Комитет по технологическому проектированию объектов производственного назначения Национального объединения проектировщиков во главе с Председателем Комитета, Членом Совета Национального объединения проектировщиков Игорем Викторовичем Мещериным.

В работе конференции приняли участие представители федеральных органов государственной власти и общественных организаций, в том числе:
- Член Совета Федерации Зуга Игорь Михайлович;
- Президент НОП Посохин Михаил Михайлович;
- Заместитель директора Департамента координации государственных отраслевых программ Минрегиона России Сергеев Игорь Михайлович;
- Представитель Минпромторга России Пастухов Владимир Александрович;
- Руководитель Департамента по техническому регулированию ГК «РОСАТОМ» Павлов Денис Владимирович;
- Председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России Сметана Владимир Васильевич.

В конференции также приняли участие СРО проектной отрасли, главные инженеры проекта, представители проектных институтов и организаций (в том числе зарубежных), производители и поставщики инженерных систем, технологического и иного оборудования, приборов и материалов для промышленного комплекса.

Игорь Викторович Мещерин обозначил, что настала необходимость структурной перестройки всей системы регулирования инженерной деятельности, в первую очередь через законодательное оформление инженерного корпуса в обособленный правовой институт и организацию соответствующих профессиональных объединений, наделенных полномочиями по разработке и контролю исполнения профессиональных стандартов.

С докладом на тему «О законодательной работе в области регулирования инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ» выступил Сенатор от Омской области Игорь Михайлович Зуга. В своем выступлении он сообщил о планах работы Совета Федерации по разработке ФЗ «Об инженерной деятельности в РФ», подчеркнул важность правового регулирования данного вида деятельности, учитывая его комплексное влияние на развитие ведущих отраслей российской промышленности.

Президент НОП Михаил Михайлович Посохин отметил актуальность тем, поднятых на Конференции, а также поддержал инициативы развития системы регулирования профессиональной инженерной деятельности через создание в рамках НОП Палаты инженеров, основанной на членстве физических лиц – проектировщиков.

Минрегион России в лице Директора департамента координации государственных программ Сергеева Игоря Михайловича выступил с предложением о введении градообразующих факторов и института технологического проектирования в Градостроительный кодекс. Сегодняшняя редакция Градостроительного кодекса РФ никак не учитывает необходимость первоочередного развития градообразующих факторов, к которым в первую очередь относятся промышленность и магистральный транспорт, являющиеся важнейшим аспектом комплексного развития территорий, обеспечивающими занятость самодеятельного населения и наличие рабочих мест. Подготовка стратегических программ размещения производительных сил, анализ и учет влияния градообразующих факторов на градостроительную политику Правительства РФ является основополагающим направлением для развития градостроительной деятельности. В этой связи весьма актуальны предложения НОП в части развития технологического проектирования.

Представитель Союза машиностроителей России Сметана Владимир Васильевич выступил с критикой дорожной карты по развитию инжиниринга, подготовленной Минпромторгом РФ. Докладчик обозначил необходимость уточнения термина «инжиниринг», поддержал предложения члена Совета Федерации И.М. Зуги о необходимости создания правового института инженерной (инжиниринговой) деятельности и принятия соответствующего федерального закона. В.В. Сметана также предложил расширить перечень отраслей, на которые будет распространяться «дорожная карта».

Член Совета НОИЗ, директор СРО «Объединение организаций, выполняющих проектные работы в газовой и нефтяной отрасли «Инженер-Проектировщик», Михаил Михайлович Азарх в докладе о защите авторских прав на результаты инженерной деятельности, подчеркнул, что модернизация инженерной деятельности в России невозможна без наличия правовых, организационных, финансовых и других инструментов, способствующих введению в гражданский оборот результатов инженерной деятельности.

Генеральный директор СРО НП «ПроектСвязьТелеком» Александр Петрович Вронец в своем докладе подчеркнул отсутствие в законодательстве закрепленного порядка и схемы выполнения проектных работ. С этой целью требуется изменение Постановления Правительства РФ №87 с определением основных стадий проектирования и принятие отраслевых нормативно-правовых документов, определяющих требования к содержанию разделов ПД с учетом отраслевой специфики.

Участники конференции отметили, что нормативный акт, регулирующий инженерную деятельность, в законодательном поле РФ отсутствует. Законодательные и подзаконные акты не содержат основополагающих для осуществления инженерной деятельности терминов и определений (таких, например, как «инженерная деятельность», «результаты инженерной деятельности», «автор (авторский коллектив) проекта»). Результаты инженерной деятельности ввиду отсутствия необходимой нормативно-правовой базы не получают необходимой правовой защиты. Сведения об авторе (авторском коллективе) в проектах промышленной сферы не указываются. Субъекты инженерной деятельности, не получают ни морального, ни финансового стимулирования за создание передовых технических решений. Отсутствие такого стимулирования не позволяет сформировать инновационную модель развития экономики страны. Не определены права и обязанности инженеров и тех, кто использует результаты их труда. На практике даже получить патентные выплаты авторам изобретений практически удается очень редко. Снижается престиж инженерной профессии у молодежи. В общественном мнении отсутствует увязка инженерного образования и возможности ведения инженерного бизнеса. Ввод двухступенчатой системы образования поставил вопрос о необходимости выработки механизма присвоения выпускникам ВУЗов (бакалаврам и магистрам) инженерной квалификации. Все это тормозит эффективное развитие инженерного дела, не способствует повышению качества, экономической эффективности и безопасности производимой продукции.

ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности» закрепит права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, осуществляющих инженерную (инжиниринговую) деятельность, обеспечит цивилизованное взаимодействие инженеров, заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников, а также саморегулируемых организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принятие Федерального закона позволит более эффективно развивать в РФ современную систему инженерно-технического образования и повышения квалификации специалистов, улучшит условия деловой активности в области проектирования, конструкторских работ и другой инженерной (инжиниринговой) деятельности, создаст благоприятную ситуацию для создания и внедрения новых отечественных технологий.

Участники отметили несовершенство разработанной Минпромторгом дорожной карты по развитию инжиниринга и промышленного дизайна в РФ и необходимости ее доработки в части уточнения терминологии. Участники Конференции отмечают, что инжиниринг на 80-90% состоит из собственно проектных работ: подготовка совместно с заказчиком технического задания, предынвестиционные исследования, разработка проектной документации, разработка рабочей документации. Оставшиеся 10-20% - это функции проектировщика по реализации проекта: сбор исходных данных и обследования, авторский надзор, выбор оборудования, подготовка технологических регламентов, участие в пуско-наладочных работах, подготовка документации «как построено», ввод в эксплуатацию, обучение персонала заказчика.

Дорожная карта, подготовленная Минпромторгом, базируется на неверных исходных данных, не содержит четкой концептуальной модели института инжиниринга и в этой связи, создает почву для возникновения конфликта интересов между проектными и «инжиниринговыми» компаниями.

Решение поставленных задач невозможно без постоянного мониторинга, парламентского и общественного контроля с активным участием депутатов Государственной Думы РФ, членов Совета Федерации, институтов саморегулирования, бизнес сообщества и представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику, нормативно-правовое регулирование и надзор в градостроительной сфере.

КОНФЕРЕНЦИЯ РЕШИЛА:

1. Предложить инженерному сообществу:
1.1. Признать, что данная конференция доказала свою состоятельность в качестве одной из ценнейших площадок для выявления мнения Российского проектного сообщества.
1.2. Отметить пользу совместного обсуждения путей развития во взаимодействии между представителями металлургической, машиностроительной отраслей промышленности и проектного сообщества. Выбранные формы обсуждения в виде конференции и круглых столов являются наиболее подходящими для достижения поставленных целей.
1.3. Признать, что результаты конференции позволили сформулировать задачи как перед проектным сообществом, так и перед органами государственной власти в части достижения целей инновационного развития нашего общества.
1.4. Регулярно проводить конференции с подобной тематикой для определения задач, поставленных перед инженерным корпусом.
1.5. Учитывая международную практику саморегулирования, в основе которого лежит применение стандартов профессиональной деятельности, в условиях участия России в ВТО признать целесообразным создание системы саморегулирования профессиональной деятельности, основанной на членстве физических лиц.
1.6. Учитывая особую роль инженерного дела в инновационном развитии экономики России, в повышении конкурентоспособности, эффективности и безопасности проектируемых предприятий, с целью консолидации усилий, обмена опытом, обсуждения существующих проблем и выработки соответствующих предложений признать целесообразным консолидацию главных инженеров проектов в форме некоммерческого объединения с рабочим названием «Палата инженеров» в рамках НОП.
1.7. Активнее участвовать в разработке и продвижении законодательной инициативы по проекту Федерального закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации».

2. Предложить Совету Национального объединения проектировщиков
2.1. Оказать организационную поддержку и содействие в создании Палаты инженеров в рамках НОП и связанных с ее деятельностью информационных ресурсов.
2.2. Делегировать представителей от НОП для участия в Рабочей группе по разработке ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ».
2.3. Включить в Программу работы Национального объединения проектировщиков в 2014 году необходимость разработки поправок в законодательство РФ, закрепляющих порядок выполнения проектных работ в соответствии с классической схемой проектирования.

3. Просить Комитет Государственной Думы Российской Федерации по земельным отношениям и строительству:
3.1. С целью осуществления мониторинга и парламентского контроля за совершенствованием законодательства в области градостроительной деятельности и инженерного проектирования в России рассмотреть вопрос создания парламентской рабочей группы с участием в ее работе представителей профессионального сообщества главных инженеров проектов и инженеров-проектировщиков, экспертов в сфере промышленного проектирования.
3.2. Поддержать законодательные инициативы по разработке Федерального закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации», внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее градостроительное законодательство в части введения градообразующих факторов и института технологического проектирования.

4. Ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации и просить:
4.1. Разработать и внести в порядке законодательной инициативы поправки в Градостроительный кодекс РФ в части введения понятия и содержания терминов «градообразующие факторы», «технологическое проектирование», «инженер» и «инженерная деятельность».
4.2. Рассмотреть вопрос состояния и проблемы защиты авторского права на результаты инженерной деятельности, в том числе в градостроительной сфере, и подготовить соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство и в нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, рассмотреть вопрос разработки и введения в действие постановления Правительства РФ, регламентирующее порядок, ставки и сроки выплаты авторам вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
4.3. Провести анализ действующего законодательства, стандартов, норм и правил в области градостроительной деятельности и разработать меры по гармонизации их требований с международными и европейскими стандартами, нормами и правилами.
4.4. Поручить НОП разработку профессиональных стандартов профессиональной деятельности главных инженеров проектов (ГИПов), повысить их правовой статус и расширить права и компетенцию с одновременным повышением ответственности.

5. Предложить Минпромторгу России:
5.1. Учесть мнение конференции о том, что инжиниринговая деятельность в области капитального строительства является объектом регулирования градостроительного законодательства, и, следовательно, должна регулироваться Градостроительным кодексом.
5.2. Включить представителей НОП в рабочую группу по разработке федеральной подпрограммы по развитию инжиниринга и промышленного дизайна в РФ.
5.3. Включить в план законодательной работы разработку ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности.»

6. Поручить Комитету по технологическому проектированию объектов производственного назначения обеспечить разработку и проведение открытого обсуждения:
6.1. Проекта концепции ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности».
6.2. Проекта изменений в Градостроительный кодекс РФ в части введения градообразующих факторов и института технологического проектирования.
6.3. Проекта поправок в Гражданский кодекс РФ, направленных на повышение уровня правовой защиты авторских прав проектировщиков на результаты инженерной деятельности.
6.4. Проекта новой редакции Постановления Правительства №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в части промышленных и транспортных объектов.

7. Просить Комитет по законодательному и правовому обеспечению НОП:
7.1. Включить в План работы Комитета на 2014 г. разработку проекта поправок в нормативные правовые документы РФ, предусматривающие обязательное указание в проектной документации сведений об авторах инженерно-технических решений и иных правообладателях результатов интеллектуальной деятельности.
7.2. Разработать проект нормативного правового акта, регламентирующего порядок, ставки и сроки выплаты авторам вознаграждений за результаты инженерной деятельности.

Материал опубликован: 18.02.2015 11:27:31
Последнее изменение: 18.02.2015 11:40:50